Мы в соцсетях:
FacebookВКонтактеTwitter

Куда исчезла строчка ОДН из квитанций ЖКУ

// 25.01.2017
Куда исчезла строчка ОДН из квитанций ЖКУ
ОДН переводится из разряда коммунальных платежей в жилищные. Как это отразится на собственниках?

До вступивших в силу с 1 января 2017 года изменений в федеральном законодательстве ОДН входили в состав коммунальных платежей и оплачивались «ресурсникам»: водоканалу, электросетям и т.п. Теперь же нормативное потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества перешло в разряд жилищных и будет оплачиваться собственниками уже управляющей компании. Строчка ОДН исчезнет из квитанции, а в строке «содержание жилья» оплата увеличится на соответствующую сумму.

«Речь идёт не о повышении, а о перераспределении структуры платежей, - рассказывает руководитель Тульской областной ГЖИ Алексей Бирюлин. - Каждая УК теперь будет обязана расшифровывать строку «содержание жилья» в квитанции. Совокупный же платёж останется тем же. За исключением домов с централизованной системой горячего водоснабжения. До Нового года плата за ОДН по горячей воде не взималась, теперь будет. Жители таких домов, соответственно, будут платить больше. Но ненамного - рублей на 30».

«Зачем всё это делается? Чтобы мотивировать УК быть более открытыми, честными, добросовестными, говорят в ГЖИ.

«Когда ОДН были коммунальными услугами, это были обязательные, но не всегда очевидные для людей траты, которые они обязаны были платить, вне зависимости от того, был ли фактически потрачен ресурс или нет, - считает Бирюлин. - Теперь же эти средства могут аккумулироваться на счёте дома и, в случае, если фактическое потребление ОДН меньше, накопленную разницу можно использовать для других нужд - ремонта подъезда, например. Или для установки осветительных приборов. Или датчиков движения. В Туле уже есть такие примеры, правда единичные».

И, видимо, для сугубого закрепления мотивации быть честными, в 2017 году также планируется жёстче бить рублём за неправильные начисления платежей, а именно - до 50% от неверно начисленной суммы. Плюс, разумеется, перерасчёт. Насчитали кому-то, положим, лишнюю тысячу - обязаны будут не только вернуть её обратно, но и добавить 500 рублей. По сути, это даже не штраф (потому что штрафы идут в бюджет), а компенсация.

Есть ещё несколько нюансов по ОДН, которые связаны с типом управления домов. При самом распространённом (дом обслуживает УК) - сумма ОДН, которую платят собственники, рассчитывается следующим образом. Поскольку ОДН есть не что иное, как разница между общедомовым потреблением и суммарным потреблением каждой квартиры (у кого-то счётчики стоят, где-то посчитали по нормативам), каждый из собственников по умолчанию оплачивает нормативную величину, а весь оставшийся «небаланс» также по умолчанию оплачивает управляющая компания.

Ключевое слово здесь - «нормативная». Потому что, согласно Жилищному кодексу, можно оплачивать коммунальный ресурс и в полном объёме. Это так называемая сверхнормативная оплата общедомовых расходов, и такой способ расчёта может быть выгоден активным собственникам, скрупулёзно следящим за показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учёта - во избежание необоснованных начислений. Но это трудозатратно и требует массы времени. Однако оплачивать «сверхнорматив» можно, даже не зная об этом.

«Люди заключают договора с УК, подчас совершенно их не читая, - уверен Алексей Бирюлин. - А в этих документах может быть прописана оплата услуги, превышающей норматив. То ли УК такие недобросовестные, то ли люди такие легковерные, но факт остаётся фактом. И получается, что собственники сами берут на себя обязанность платить выше норматива, сами того не осознавая. И вот на этих людях, к сожалению, нововведения по оплате ОДН скажутся иначе. Они будут платить по строке «содержание жилья», сумма которой увеличится на размер норматива, но и сверхнормативное потребление им по-прежнему будет выставляться в квитанции».

Впрочем, рвать на себе волосы по этому поводу Бирюлин не советует. А рекомендует проводить собрания и принимать решения об оплате в пределах норматива. Протокол с таким решением УК обязана принять к исполнению. Если не принимает - это повод для обращения в ГЖИ.

Остаётся только добавить, что если кого и надо мотивировать, то это жителей. Мотивировать становиться наконец полноправными хозяевами и спрашивать с тех же УК за качество выполненных работ или их отсутствие, добиваться исправления недоделанного. Но долгие годы фактического бесправия на рынке ЖКХ превратили среднестатистического жителя многоквартирного дома в глубокого скептика и пессимиста.

Да и о чём говорить, если в большинстве своём люди не только не читают договора с УК, но и в глаза их не видят. И даже иной раз не знают об их существовании. А даже если и узнают и потребуют обслуживающую организацию их предъявить, смогут ли добиться их получения?

Попробуйте провести эксперимент. Запросите такой договор в обслуживающей ваш дом организации. В документе должны быть прописаны виды работ, их количество и стоимость. Запросите - и сообщите нам о результатах. 


Алексей Новичков